Инструментальный театр

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР

2005, «Mouse records», «Bomba-Piter Inc.»

Альфред Шнитке

Ревизская сказка(Сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке)

1 - Увертюра

2 - Детство Чичикова

3 - Чиновники

4 - Бал

5 - Шинель

София Губайдулина

6 - In croce

Виктор Власов

Концертный триптих на тему картины Иеронима Босха «Страшный суд»

7 - Рай

8 – Искушение

9 - Ад

Леонид Десятников

Сюита «Отзвуки театра»

10 - Увертюра. Маски

11 - Из жизни Кащея

12 – Водевиль

13 - Jamais… (Элегия

14 - Рондо-погоня

15 - Колокольчики (памяти Е. Розенфельда)

16 - Финал. Маски

«Ревизская сказка» А. Шнитке – один из ярчайших примеров музыкальной сатиры, «смеха сквозь слезы», когда узнаваемый музыкальный материал становится носителем противоположного себе музыкального образа. Бетховен, Моцарт, Чайковский, методические сочинения для фортепиано, балетная музыка середины XIX века, городской фольклор – вот объект, послуживший основой для музыкального перевоплощения, «переворачивания», путем ладо-тональных подмен, фактурной обработки и песенно-танцевального оформления.

«In croce» («На кресте») С. Губайдулиной представляет собой один из лучших образцов той линии ее творчества, которая через противоположность образов стремится к абсолютной их зримости. Для достижения такого эффекта композитор использует такие базовые музыкальные противопоставления как горизонталь-вертикаль, хроматика-диатоника, серийность-функциональность, полифония-гомофония. Здесь же идея креста (а, точнее, перекрещивания) пронизывает все музыкальные характеристики – тембр, регистры, временная протяженность, форма.

Сюита «Отзвуки театра» Л. Десятникова - это мир детства для взрослых. Номера сюиты - своего рода антология театральной музыки вообще: опереттной, балетной, мелодраматической, трагической, водевильной. И все это через призму глубоко личного отношения, выраженного через смысловые акценты на тех деталях, которые затронули душу автора сильнее остальных.

Для Концертного триптиха В. Власова картина И. Босха «Страшный суд» явилась лишь импульсом, но не стержнем организации музыкального материала. Каждая из частей триптиха – это квинтэссенция музыкальных наработок по выбранным автором темам, сделанных предыдущими поколениями композиторов. С этой точки зрения интересна вторая часть – «Искушение», которая явилась для самого автора непреодолимым искушением красотой музыки Вивальди.